На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обо всем..

11 233 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Бутова
    Может с учащимися лучше? Как -то слушала по ТВ молодого человека. Супер.Мечты Грефа заруб...
  • Татьяна Бутова
    Лучше на калыму. Пусть работают.Мечты Грефа заруб...
  • Татьяна Бутова
    Сажают уже. Заводят уголовные дела.Но не равно не боятся. И врут безбожно. Может пусть все проявятся. Для начала. А п...Скандал на самом ...

Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны

История России знает тысячи указов, сотни законов, десятки манифестов, но попробуйте вспомнить ещё хотя бы один «циркуляр», который удостоился бы упоминания в учебниках. А между тем, составленный министром просвещения Деляновым документ называют сейчас одним из важнейших за всё правление Александра III.

Такова сила пропаганды, причём не царской, а революционной.

Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны

История появления документа

На самом деле, Делянов совершенно не собирался ограничиваться принятием внутренней бумажки с сомнительной юридической силой, которой и является любой циркуляр. Иван Давыдович предлагал императору проект полновесного закона о запрете приёма в гимназии детей из любых сословий, кроме купечества, духовенства и дворянства.

Любопытно, что при Александре II Делянов слыл вполне либеральным сановником, был заместителем министра просвещения при разработке прежнего Университетского устава, затем преобразовал Императорскую публичную библиотеку. Его назначение на пост министра в 1882 году выглядело не сворачиванием, а продолжением прежней линии правительства на демократизацию образования.

Делянов, Иван Давыдович  (1818-1897)

Делянов, Иван Давыдович (1818-1897)

Однако, как и многие чиновники, Иван Давыдович с годами проявил самый живучий в этой среде недостаток – приспособленчество. В угоду мнению императора он полностью поменял свои взгляды, причём, как выяснилось, перестарался. Так и появился проект закона о доступе в гимназии детей только высших сословий. Однако пыл своего министра остудил сам император. Александр III счёл такую меру излишней и тормозящей развитие страны.

В итоге Иван Давыдович ограничился только циркуляром, который и разослал своим подчинённым на места.

Попутно же в стране открывались промышленные, ремесленные и даже химико-технические училища. Так что «кухаркиных детей» вовсе не вычёркивали из системы образования, а, напротив, предоставляли возможность получить профессию, более соответствующую не только положению в обществе, но и духу времени.

Императорское Московское Техническое Училище. Химическая лаборатория. 1899 год.

Императорское Московское Техническое Училище. Химическая лаборатория. 1899 год.

Кроме того, циркуляр не предписывал исключать студентов из гимназий на основании их происхождения, да и не содержал строгого запрета на приём новых учеников из низших сословий. В документе есть оговорка «за исключением одарённых гениальными способностями». Для таких детей была особая квота, причём их не только принимали в гимназии, но и обучали в этих платных учебных заведениях за казённый счёт.

Перевернуть с ног на голову

Однако все эти подробности не интересовали «пламенных борцов с режимом». Как документ просочился в либеральную печать не вполне понятно, но его тут же возвели в ранг определяющего государственную политику в области образования и окрестили «секретным», хотя циркуляры ни министерства просвещения, ни других учреждений и прежде никогда не публиковались.

Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны

Последним обстоятельством, вероятно, объясняется и тон, в котором написан документ. Именно пренебрежительное перечисление «кучеров, поваров и мелких лавочников» так возмутило оппозицию. Между тем, если бы версию готовили для печати, формулировки наверняка были бы аккуратнее.

На государство тут же начали нападать: мол, делят людей на первый и второй сорт, ограничивают свободу и т.п. Именно в прессе документ окрестили циркуляром «о кухаркиных детях» (что интересно, они-то в перечислении как раз и не упоминались). Всячески раздувая значение этой бумажки, оппозиция настраивала народ против царя и правительства. Неслучайно позже Ленин в своём хрестоматийном выражении доверит управление государством именно кухарке.

Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны

При этом неумолимая статистика говорит, что на самом деле за время правления Александра III доля представителей высших сословий в университетах сократилась с 75% до 52%, в мужских гимназиях на 1898 год составила 57%, а в женских и вовсе чуть больше 51%.

Иными словами, циркуляр Делянова никак не затормозил процесс получения образования «кухаркиными детьми», зато с лёгкой руки оппозиционеров серьёзно подпортил имидж правительства и действительно приблизил падение империи. Министр просвещения заблуждался: настоящую угрозу стране несли не те, кто стремился поступить в гимназию, а те, кто давно закончил университет, и использовал полученные знания, чтобы манипулировать низами.

История России

Ссылка на первоисточник
наверх