Длительное отсутствие стратегического интереса к высокоширотным районам Арктики и Северному морскому пути в свое время не позволило Западу инвестировать средства в развитие полноценного ледокольного флота, наличие которого априори определяет хозяина арктических широт. Но времена изменились, и Арктика стала весьма привлекательным регионом, как с позиции имеющихся там ресурсов, так и с точки зрения транспортной логистики.
Пока в США и некоторых европейских странах пришло понимание и начались поспешные разработки соответствующих проектов, Россия спокойно и размеренно продолжает наращивать производство своего ледокольного флота: 6 июля на дальневосточной суперверфи «Звезда» в приморском городе Большой Камень состоялась первая резка стали, из которой в будущем будет построен самый крупный в мире атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». В НАТО его считают «ледокольным крейсером», который будет способен решать боевые задачи в арктической акватории. Ледокол закладывается под названием «Россия», которое уже стало традиционным для отечественного атомного ледокольного флота.Новый ледокол, принятие которого в эксплуатацию ожидается к 2027 году, будет способен прокладывать в самых сложных льдах проход для крупнейших танкеров и газовозов, что позволит серьезно пересмотреть логистику доставки грузов из Азии в Европу, так как в среднем такой путь будет сокращен на пару недель со всеми экономическими выгодами.
Однако не это больше всего беспокоит США и некоторых наших партнеров по Арктике, а то предположение, что атомный ледокол «Лидер» будет вооружен ударным ракетным оружием. Как полагают заграничные специалисты, речь может идти о противокорабельном и тактическом ракетном комплексе «Калибр», доказавшем свою боевую эффективность во время войны в Сирийской Арабской Республике. Такое предположение серьезно путает планы стран Североатлантического альянса на верховенство в Арктическом регионе.
Такое опасение со стороны наших «партнеров» имеет под собой твердую почву, так как атомный ледокол проекта 10521, носивший имя «Россия» с 1985 по 2013 год, был вооружен двумя 76,2-мм артиллерийскими установками АК-176 и четырьмя 30-мм шестиствольными скорострельными пушками, а также соответствующими радиолокационными станциями обзора и управления стрельбой. Впоследствии вооружение с ледокола было демонтировано, но сохранилась возможность быстро вернуть его на свои штатные места. Подобным образом был оборудован и другой ледокол этого проекта — «Советский Союз». Есть все основания предполагать, что на борту этих ледоколов могли быть установлены и более серьезные средства вооруженной борьбы, о чем косвенно может говорить радиотехническое вооружение, которое размещалось на судах. Что именно будет установлено на ледоколах проекта «Лидер», пока не ясно, но понятно одно — ледоколы нового типа станут самыми мощными из когда-либо построенных атомных ледоколов и будут способны круглогодично водить караваны по Северному морскому пути. Надо полагать, и не только торговые караваны, если это будет нужно.
Вернемся немного в историю: СССР стал единственным государством в мире, которое воплотило в жизнь идею создания атомного ледокольного флота, способного работать на всех широтах Северного Ледовитого океана вплоть до самого Северного полюса. Первый атомный ледокол, получивший имя «Ленин», был принят в эксплуатацию в 1959 году и проработал до 1989 года, 30 лет, после чего был превращен в тематический музей. Начиная с 1975 года и до 2007 года в состав ледокольного флота вошло шесть ледоколов проекта 10520/10521 «Арктика»: собственно, сама «Арктика», затем «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», из которых в эксплуатации продолжают оставаться «Ямал» и «50 лет Победы», среди моряков получивший шуточное название «Полтинник».
Также в Арктике работают атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», построенные по заказу в Финляндии, однако все ядерное оснащение было установлено уже в России. Эти ледоколы могут работать как в море, так и в устьях крупных рек, для чего они имеют малую осадку.
По проекту 22220 (ЛК-60Я) в России строятся атомные «двухосадочные» ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые были спущены на воду, соответственно, в 2016, 2017 и 2019 годах и должны быть приняты в эксплуатацию в 2020, 2021 и 2022 годах. Эти ледоколы способны изменять осадку на два метра для удобства работы или в море, или в устьях рек, почему и получили название «двухосадочные». В стадии строительства находятся ледоколы «Якутия» и «Чукотка», говорить о начале эксплуатации которых пока преждевременно, тем не менее отметим: они уже заложены и строятся.
Кроме атомных ледоколов, в России имеется и атомный лихтеровоз «Севморпуть» — судно ледокольного класса, которое может самостоятельно ходить во льдах толщиной более метра. После капитального ремонта, кардинально изменившего судно, обновленный лихтеровоз приступил к работе в Арктике. В частности, строительство многих военных объектов, которые в последнее время появились вдоль Северного морского пути, без «Севморпути» было бы сильно затруднено или даже невозможно.
В то же время следует отметить, что ни Европа, ни США не располагают судами подобного класса и назначения и лишь только сейчас озаботились созданием подобных ледоколов. Выражаясь простым языком, наши «партнеры по освоению Арктики» о каких-либо реальных делах в высоких широтах пока могут только красиво говорить. Россия делает.
Автор: Алексей Суконкин
Свежие комментарии