СССР исчез не так давно, но уже оброс легендами и сказками, а потому мнения о том, как было на самом деле, расходятся. Многие склонны в сегодняшней ситуации в стране обвинять руководителей СССР, а кто-то обвиняет сегодняшних лидеров, мол, развалили производство и созданную систему управления и стимулирования к труду. А как на самом деле мотивировали персонал в СССР?
Период советского времени необходимо делить на две половины, потому что довоенная эпоха и послевоенная – это две разные эпохи. Именно в период первой эпохи были заложены основные принципы управления, которые благополучно деградировали во второй. Начнем с начала.
В союзе постепенно и планомерна выстраивалась научная система управления, основанная на теории Ф. Тейлора. Основой системы управления персоналом в СССР послужило удовлетворение основных потребностей человека. Примечательно, что знаменитая пирамида потребностей была создана А. Маслоу позже, чем ее с успехом начали применять в СССР. Речь идет о потребностях в безопасности: каждому гражданину гарантировали крышу над головой и работу, благодаря которой можно было кушать.
Страх потери работы был минимизирован на столько, на сколько это возможно. Каждому не только гарантировалось право на труд, но и предоставлялось рабочее место. Господствовала всеобщая уверенность в завтрашнем дне, благодаря которой люди могли больше времени заниматься именно выполнением своей работы, а не думать о том, как жить завтра.
С одной стороны, все вышеперечисленное расхолаживало работников. Как бы плохо ты ни работал – тебя терпели, иногда наказывали, но продолжали содержать. Но существовала и обратная сторона медали, заключавшаяся в уравнительной оплате труда: кем бы ты ни был, ты получал за свой труд примерно столько же, как и все остальные. И это стимулировало людей выбирать работу по душе, а не идти туда, где больше платят. Именно это способствовало появлению стольких талантливых врачей, педагогов, ученых, что в сегодняшних реалиях кажется фантастикой.
Но в тот период все-таки ленивый работник встречался редко. Была сильна идеологическая пропаганда и была общая цель, к которой все уверенно шли. А также был общий враг, против которого все дружили и стремились его превзойти. Все это основные критерии успеха в создании коллективизма и в успешности трудовой деятельности. Не было необходимости «воевать» внутри коллектива. Была необходимость этим коллективом превзойти врага по всем фронтам.
В послевоенный период все силы были брошены на восстановление страны и ни о каких научных подходах к управлению речи не было. Продолжали жить по старинке: все те же высокие социальные гарантии и абсолютная уверенность в завтрашнем днем, но с тем отличием, что больше не было общей цели и общего врага. Возможно, именно это и послужило тем самым толчком к повышению лени среди работников. По-прежнему оставались талантливые сотрудники различных НИИ, но их число сокращалось, а находящиеся рядом примеры ленивых и безответственных сотрудников не способствовали повышению производительности.
Не последнюю роль сыграла и плановая экономика. Она очень хорошо и профессионально научила советских служащих писать отчеты и не выполнять больше положенного, при этом абсолютно не задумываясь зачем и для чего они вообще это делают, как это влияет на смежные сферы. Доходило до курьезов, когда с целью исполнения бюджета закупалось все подряд, даже то, что не имело никакого отношения к производству.
Считалось, что в тот период людей мотивировало именно выполнение планов, за что им выдавалась памятная медаль, премия и их портрет украшал собой доску почета. Но если проанализировать чьи портреты мелькали на этой доске, то станет понятно, что это были одни и те же люди.
Мотивация уверенностью в завтрашнем дне работать перестала. Ей на смену пришла современность с ее страхом потери работы, крыши над головой и индивидуализмом. Считается, что именно страх заставит людей работать лучше. Но, как показала практика, получился обратный эффект. Но это уже совсем другая история
Свежие комментарии